25 сентября депутат Госдумы, координатор центра общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса Владимир Гутенев принял участие в рейде регионального отделения ОНФ в урочище Ласпи. После осмотра мест застройки ученые, общественники и политические деятели Севастополя собрались на круглый стол, обсудить, как ускорить процесс объявления урочища заказником.
По словам депутата законодательного собрания Севастополя Вячеслава Горелова, документы на заказник были готовы еще в июле. «Никаких препятствий для того, чтобы правительство приняло решение о создании ООПТ, в июле не было, - заявил он. - Все согласования были получены, общественные слушания проведены, границы [охраняемой территории] установлены, замечания Минприроды устранены. Было разработано положение и даже проект постановления, подписанный всеми согласующими сторонами».
Горелов заметил, что, когда Госдума приняла закон о «лесной амнистии», он лично обращался к правительству Севастополя с просьбой ускорить подписание постановления. «Я просил провести внеочередное экстренное заседание правительства, - подчеркнул Горелов. - Такое допускается. После любого аппаратного совещания [в понедельник или четверг] можно провести такое заседание, так как в зале уже присутствуют все нужные люди. Но, к сожалению, этого так и не было сделано».
Депутат заксобрания Вячеслав Горелов показывает журналистам подпиленный можжевельник
Правительство игнорирует письма депутата заксобрания так же, как ранее проигнорировало просьбу ОНФ о введении моратория на строительство в урочище на время курортного сезона – до обещанного объявления ООПТ в августе 2017 года.
Покой отдыхающих был по сути лишь предлогом, но очень действенным: основные строительные работы в Крыму, как и по всей России, ведутся летом. Как только заговорили о введении ООПТ, отмечают в ОНФ, строительство на участках в Ласпи многократно ускорилось.
За последние пять месяцев в урочище появилось несколько десятков новых домов, ленточных фундаментов, заборов, котлованов и траншей. Общественники обнаружили участки, где владельцы просто подрыли корни вековых можжевельников, чтобы деревья засохли естественным образом.
Позже их можно будет спилить как сухостой. Отсутствие моратория привело к тому, что можжевеловый лес за лето превратился в строительный.
Владельцы участков спешат со строительством: после объявления Ласпи заказником они не смогут забить ни гвоздя. А то, что уже построено никто, скорее всего, не решится сносить – ущерб от сноса может быть еще большим. Спешат они еще и потому, что с 10 октября вступает в силу «лесная амнистия», позволяющая узаконить самострои в лесных городках.
Пробуксовки в подписании документов – не первый случай, когда правительство отстаивает интересы землевладельцев, застраивающих Ласпи. Разработчик проекта ООПТ, заведующая лабораторией фиторесурсов Института морских биологических исследований Наталия Мильчакова рассказала, что в ноябре прошлого года, при утверждении границ охраняемой территории, из ДИЗО Севастополя постоянно поступали указания вырезать то или иное садовое товарищество.
«Мы сначала шли им навстречу, так как у них [собственников] были документы на землю, - поясняет она. - Нам нечего было включать: там были дома, не было никакого биоразнообразия. Но потом увидели, что у нас получился заказник, состоящий из кусочков. Обратились в заксобрание, Горелов – в ружье: не надо вырезать. Это было еще до судов [по оспариванию правительством прав собственности на участки]. И теперь у нас документы чуть больше чем на 1000 га».
Постоянно изменяющаяся позиция правительства настораживает: сначала они просили ученых исключить участки под СТ из земель заказника, потом сами пошли в суды против их владельцев, заявив, что законного выделения земли в Ласпи при Украине быть не могло – это лес. А теперь затягивают подписание постановления об ООПТ, ссылаясь на эти судебные процессы. Очевиден вопрос: для кого чего на самом деле чиновники отсуживают землю, если Ласпи не будет заказником?
Мильчакова считает, что главная угроза Ласпи – не «бабушки, владеющие одним участочком», а крупные «латифундисты» - хозяева восьми, десяти и даже двадцати четырех наделов. Среди них есть и известные фамилии, сказала она. Гутенев настоял, чтобы женщина назвала хотя бы одно имя.
- Это депутат, - ответила разработчица проекта.
- Местного заксобрания? - удивленно переспросил федерал из ОНФ.
- Нет, говорят, Госдумы.
- Белик что ли? - переспросил Гутенев.
Дмитрий Белик отказался комментировать вопрос о якобы принадлежащих ему 24 участках в Ласпи. Он полностью поддерживает инициативу создания ООПТ. «Вопрос наведения порядка в урочище - один из основных в экологической и природоохранных сферах в Севастополе, - заявил он. - Есть поручение президента, есть четкая позиция правительства, Законодательного собрания, поддержка общественных организаций и севастопольцев. Уверен - все необходимые процедуры будут проведены согласно имеющимся планам. Со своей стороны, я готов подключиться к этой работе, используя все имеющиеся полномочия депутата Госдумы».
Позже, во время круглого стола, Гутенев еще раз вернулся к вопросу активности избранного в Севастополе депутата Госдумы. «Какие уговоры могут быть со стороны ОНФ, если есть поручение президента? - возмутился посланник ОНФ.
- На федеральной думской площадке я вижу достаточно активных депутатов от Крыма, от Севастополя, но я почему-то не слышал с их стороны обращений [по Ласпи]. Они должны выражать интересы [севастопольцев]. Почему они не активничают?»
«Необходима гласность – кто владельцы этих участков? - продолжил Гутенев «разнос» местных коллег. - Кто строит? Какие компании вывозят и привозят стройматериалы? Кто вырубает лес? Разве это проблема?»
Столь резкая критика в адрес севастопольского истеблишмента из уст федерального гостя в присутствии журналистов – явление исключительное. Обычно такие беседы ведутся за закрытыми дверями, без лишних ушей, на публике картинка выглядит благостно: местных журят, но не обвиняют во всех чиновничьих грехах, как это сделал сегодня Гутенев. Подобное поведение позволяет себе разве что президент. Стоит ли считать смелость его соратника по народному фронту маркером того, что у Кремля кончилось терпение?
«Хочу обратиться к тем людям, у которых проблемы с совестью. Инстинкт самосохранения должен проснуться. Не единожды был случай, когда прямые обращения к президенту приводили не к порицаниям, а к очень суровым действиям. Не выполнять поручение президента в принципе невозможно», - жестко чеканил Гутенев, обращаясь к местным властям.
В ходе круглого стола Гутенев срывался несколько раз. По сути он был единственным в зале, где присутствовало несколько десятков человек, кто называл вещи своими именами и задавал прямые вопросы, не стесняясь перебивать протокольные речи.
Заслушав очередной доклад ученых об уникальности урочища, депутат не сдержался, упрекнув их в желании бесконечно обсуждать, что Севастополь теряет, не переходя к конкретным предложениям по сохранению Ласпи. «Мы не должны говорить об этом так много, не должны сейчас обсуждать кто виноват и что делать, - возмутился Гутенев. - Правоохранительные органы должны дать оценку тому, кто виноват. Что делать тоже понятно: исполнять поручение президента - объявлять ООПТ».
После этой речи он дал слово припозднившемуся главе ДИЗО Рустэму Зайнуллину. Чиновник отчитался по идущим судебным процессам: подано более 1200 исков, по 120 делам принято решение в пользу правительства, порядка 70 их них вступило в силу.
«Абсолютно по всем искам при подаче заявлялись ходатайства об обеспечительных мерах по запрету на совершение сделок с землей и запрету на строительство, - подчеркнул Зайнуллин. - Первые ходатайства [по сделкам] были удовлетворены, а вторые [по строительству], к сожалению, нет. В августе мы подали их повторно. Все исковые заявления суд удовлетворяет в нашу пользу».
Что касается юрлиц, правительством подан иск о прекращении договора аренды в отношении компании «Агат А», входящей в группу компаний «Парангон», которая строит в Ласпи «пансионат для семейного отдыха родителей с детьми» - по факту апартаменты. Это 9 га, на части которых стоят объекты, а часть – еще не освоена.
- Нет ли конфликта интересов, когда среди владельцев этих участков есть люди, которые могут повлиять на решения судов? - спросил Гутенев.
- Определенные моменты и знаковые фамилии имеют место быть, но не в судебной власти, - ответил Зайнуллин.
- Вас не тревожат перспективы вступления в силу закона о «лесной амнистии»? - продолжил допрос чиновника Гутенев. - Та пауза, которую вы взяли... не возникнут сложности по возврату государственных прав на эту землю?
- Закон о лесной амнистии распространяется на те объекты, которые построены или приобретены в рамках правового поля. Пусть даже не российского, а украинского. В данном случае речь идет о том, что даже в рамках украинского законодательства эти земельные участки были приобретены незаконно. «Лесная амнистия» на них не распространяется.
- Когда изменится статус территории?
- Наверное, представитель Севприроднадзора лучше объяснит.
Свалка у одного из домов, хозяева которого так мечтали жить в заповедном лесу
Начальник управления особо охраняемых природных территорий Севприроднадзора Виталий Леготкин не смог ничего сказать по существу вопроса. Буквально после вступительных фраз Гутенев его прервал:
- Вы читали письмо Минэкономразвития, где черным по белому написано, что необходимо исполнять поручение президента и что претензионно-исковая работа никоим образом не влияет на формирование заказника? - строго спросил представитель ОНФ. - В чем проблема? Почему это не сделано до 1 августа, как было поручено президентом?
- В этом случае мы вынуждены ориентироваться на исход судебных дел, - промямлил в ответ Леготкин.
Напомним, ранее губернатор Дмитрий Овсянников заявил, что объявление Ласпи заказников возможно лишь тогда, когда закончатся судебные разбирательства по участкам в урочище. Иначе дело чревато ростом социальной напряженности.
- Еще раз: в письме Минэка сказано, что это недопустимо, это неправильно, - отчитал федерал представителя Севприроднадзора. - У меня такое ощущение, что тень кнута и запах пряника, вместо кнута и пряника. Вы, коллеги, не понимаете всего трагизма ситуации. Через несколько недель под камерами на встрече с президентом, подводя итоги года экологии, вы будете подводить своего губернатора, который сталкивается с тихим саботажем. Мы обратимся в ФСБ, Следком. Я очень прошу вас, чтобы вы выпустили наружу инстинкт самосохранения.
Гутенев еще раз призвал местную власть придать гласности имена нарушителей закона, строящих коттеджи на землях леса. Если этого не будет сделано по просьбе местного штаба ОНФ, федерал пообещал самостоятельно направить депутатский запрос и опубличить его результаты.
Решение вопроса ООПТ больше затягивать нельзя. 10 октября вступает в силу «лесная амнистия». Садовые товарищества в урочище смогут объявить себя «лесными городками» и запустить процесс признания строений законными. Тогда Ласпи спасти уже не удастся.
«Попытка вывести нас в парадигму поэтапного исполнения поручения не имеет перспективы – судебная волокита может длиться годами, - подчеркнул в финале встречи Гутенев. - Уже сейчас необходимо придать Ласпи статус заказника. Тогда закон о «лесной амнистии», позволяющий решить проблему с разграничением территории, не даст лишних козырей тем нерадивым, а порой и коррумпированным чиновникам, которые искусственно затягивают ситуацию».
Разработка проекта постановления об ООПТ в Ласпи в современном виде началась в сентябре 2016 года. «Возникла угроза хозяйственного освоения, поэтому после смены губернатора в Севастополе жители написали письмо в аппарат президента, 24 подписи - рассказала «Примечаниям» Наталия Мильчакова. - С этого начался отсчет. Город выделил деньги: давайте создавать заказник. Прошел тендер, выиграла фирма из Ростова, которая наняла нас [ученых-экспертов]. В сентябре-декабре мы готовили обоснования. В январе состоялись общественные слушания по проекту».
Подписания постановления по ООПТ не последовало. В апреле на встрече активистов ОНФ с их лидером Владимиром Путиным журналист из Севастополя Антон Пархоменко заговорил с президентом о застройке Ласпи. Путин назвал вопрос «вечным» и поручил создать в урочище ООПТ.
Все необходимые для этого документы были еще раз пересмотрены и согласованы с соответствующими федеральными ведомствами. Однако губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников отказывается выносить вопрос на заседание правительства.
Публичный разнос, устроенный Гутеневым, выглядел красиво: он первый заговорил о Ласпи начистоту и люди, привыкшие к эвфемизмам и скованные страхом, ответили ему взаимностью. Зазвучали реальные фамилии, причины, факты. Маски сброшены, причин не выполнять поручение президента у чиновников нет.
Но произойдут ли в деле ООПТ в Ласпи реальные сдвиги? Или визит Гутенева и публичная порка местных чиновников – лишь спектакль, призванный изобразить близость кары, которой никогда не будет? Как и самого урочища, от которого к выборам президента останутся лишь пеньки.